Люцифер (сатана)
Вопрос о том, как зло появилось в мире, предположительно созданном всемогущим и великодушным Яхве, озадачивал многих, но древние израильтяне поначалу не задумывались над этим. Постепенно они начали представлять себе злобное существо — демона, стремящегося исказить добрые дела Бога. Эту фигуру называли Самаэль (что означает “Злой Бог”) или Сатана (“Противник”). Точное происхождение сатаны остается неясным, и поиски точных ответов в Библии оказываются тщетными. Сатана почти не упоминается в Священных Писаниях и полностью отсутствует в Торе, вероятно, потому, что это заставило бы авторов задуматься о том, почему Бог терпит его присутствие. Однако это не означает отсутствия соответствующих легенд в народной традиции. Например, завуалированные намеки на божественного противника встречаются в Исаии 14:12-15 и Иезекииле 28:11-19, что позволяет предположить, что эта история была хорошо известна и не требовала полного пересказа. Объединив эти намеки с повествованием о сотворении мира в Книге Бытия и более поздними текстами, можно получить более полную картину.
Сотворение мира и ангельская иерархия
Первоначально Бог сотворил небо и землю: небо (empireum) как духовное, невидимое царство, а землю — как видимый, материальный мир. Земля, окутанная глубокой тьмой, была бесформенной и погруженной в первозданные воды, и на ней не было ничего, кроме Духа Божьего, парящего над водами. Затем Бог провозгласил: “Да будет свет”, и появился свет — Бог увидел, что это хорошо, и отделил его от тьмы, назвав свет “днем”, а тьму “ночью”.
В отличие от опустошенной земли, которую Бог продолжал украшать в течение нескольких дней, небесное царство (эмпиреум) с самого начала было великолепным, наполненным множеством божественных слуг—ангелов (от греческого “ангелос”, что означает “посланник”). Самые мудрые и могущественные из них, шестикрылые серафимы, были глубоко связаны с Богом и посвящены в Его сокровенные тайны. Под ними находились быстрые херувимы, которым было поручено охранять Божий Престол. Затем последовали другие ангельские чины: престолы, господства, добродетели, силы и начальства. На задворках небесной иерархии обитали архангелы и ангелы, которые действовали как посланники Божьей воли на земле.
Восстание Люцифера и падение ангелов
Несмотря на то, что ангелы были созданы как слуги Божьи, им была дарована полная свобода воли. Каждый мог выбрать: остаться с Богом или следовать своим путем. Но чего они могли желать, кроме путей, предначертанных Всемудрым Богом? Тем не менее, многие ангелы отвернулись от него во главе с херувимом Люцифером. Славный, излучающий красоту и свет Люцифер был одним из ближайших слуг Бога, но отказался оставаться подчиненным. Вместо этого он стремился подражать Богу и установить свой собственный трон, подобный трону Всемогущего. Некоторые еврейские авторы даже предполагали, что он стремился создать другой мир. Однако гордым амбициям Люцифера помешали, поскольку любой ангел, отворачивающийся от Бога, становится нечистым духом, носителем зла. Отвергнутые Светом, Люцифер и его последователи были изгнаны из небесного царства в адскую бездну, обитель вечного пламени и невыносимого холода. Здесь он получил новое имя — сатана. Как мятежный подданный Бога, сатана не смог создать ничего нового. Скрываясь на задворках мироздания, он использует силу, данную Богом, чтобы противостоять Всемогущему.
И все же, может ли кто-нибудь по-настоящему умалить красоту Божьего творения? Сам того не желая, дух зла продолжает служить скрытым целям Бога. (В некоторых апокрифических текстах даже утверждается, что сатана вовсе не был создан Богом, а был воплощением изначальной тьмы, существовавшей задолго до сотворения мира, и не просто как отсутствие света, а как активная сущность.)
Эволюция представлений о сатане
Со временем представления евреев о сатане изменились. Первоначально в нем видели не отъявленного злодея, которым он стал позже, а скорее интригана, испытывающего терпение всезнающего Яхве. Первое библейское появление сатаны встречается в Книге Иова, где он изображен как беспокойный ангел, полностью зависящий от Божьего соизволения. В последующие века образ сатаны расширился до образа космического врага и главного искусителя человечества. Мудрость Соломона недвусмысленно гласит: “Бог сотворил человека для бессмертия и сотворил его по образу Своей собственной вечности; но из-за зависти дьявола смерть вошла в мир, и те, кто принадлежит к его сообществу, испытывают это на себе” (Премудрость 2:23-24). Сатана все чаще воспринимался как повелитель сонма духов, враждебных как Богу, так и человеку. Зло больше не рассматривалось как простой недостаток, а как активная сила, противостоящая воле Творца. Во времена Иисуса сатана воспринимался не как ангел-искуситель Иова, а как космический противник.
Сатана в учениях Иисуса и апостолов
Иисус часто называл злого духа истинным “князем мира сего”, хотя в Своих учениях Он оставлял это понятие в значительной степени необъясненным. Апостол Павел развил эту мысль, связав господство сатаны над человечеством с первородным грехом. Именно тогда человечество, созданное по образу Божьему, попало под власть князя тьмы. Чтобы спасти человечество от полной гибели, потребовалась беспрецедентная жертва — Сын Божий должен был воплотиться, прийти в мир и принять мученическую смерть на кресте. После Своей смерти Христос, как и все умирающие, спустился в ад. Однако, не имея греха, сатана не смог удержать Его. Покинув подземный мир, Христос увел с Собой души ветхозаветных праведников. (В Евангелиях напрямую не упоминается сошествие Христа в ад, но на это есть намеки в других писаниях Нового Завета: 1 Петра 3:18-20, Деяния 2:23-28, Римлянам 10:7, Ефесянам 4:8-10.)
Победа Христа над сатаной и ее последствия
Христос вернул Божью благодать потомкам Адама, сделав их детьми и наследниками Своего Царства. С этого момента Бог больше не позволял сатане властвовать над душами Своих верующих, но оставил ему власть над нечестивыми и неверующими. Хотя победа Христа нанесла удар по князю тьмы, битва за человеческие сердца далека от завершения. Павел остро ощущал продолжающуюся духовную борьбу, призывая своих последователей: “Облекитесь во всеоружие Божье, чтобы вы могли противостоять козням дьявола, ибо наша борьба ведется не против плоти и крови, а против правителей тьмы века сего, против духовных сил зла в небесных царствах.”