Технология подавления турбулентности, разработанная австрийской компанией Turbulence Solutions, позволяет почти полностью предотвратить турбулентность во время полета. Кроме того, система также снижает расход топлива и, следовательно, выбросы CO₂ самолета.
Турбулентность обычно безвредна для пассажиров и самолета. Однако тряска и резкое падение могут привести к сильному дискомфорту и панике, особенно у людей, которые и так уже боятся летать.
Поэтому в 2019 году ученые из Венского технологического университета разработали технологию подавления турбулентности, которая хорошо стабилизирует самолет в турбулентном потоке в воздухе. На данное время компания Turbulence Solutions готовит эту систему к серийному производству.
О датчиках, которые обнаруживают возникающую турбулентность
Подавление турбулентности основано на возможности обнаруживать турбулентность на ранней стадии посредством сочетания непосредственно датчиков и технологии управления
Как только датчики обнаруживают заметное изменение давления воздуха, технология управления автоматически компенсирует это в нужный момент, приводя закрылки самолета в оптимальное положение, тем самым увеличивая или уменьшая подъемную силу.
В технологиях использованы исследования полетов птиц — возмущение, которое действует извне, генерируется в обратном направлении. Птицы также уравновешивают турбулентность своими крыльями.
О снижении влияния турбулентности
Специалисты смогли использовать моделирование, чтобы доказать, что технология снижает влияние турбулентности на величину около 80-85 процентов. По мнению исследователей, подавление турбулентности также можно использовать для компенсации объемных воздушных карманов. При разработке основное внимание уделялось так же отказоустойчивости решения в условиях нормальной турбулентности.
Экономические преимущества для авиакомпаний
Эта технология не только делает полеты более комфортными для пассажиров, но и дает преимущества авиакомпаниям. Всем известно, что пилоты в настоящее время стараются избегать более критических воздушных пространств, чтобы избежать турбулентности и повысить комфорт полета.
Однако в результате значительно увеличивается расстояние, и соответственно время полета и расход топлива. Таким образом, самолеты смогут сохранять запланированный маршрут полета даже в проблемном воздушном пространстве и, таким образом, экономить топливо.
Кроме того, подавление турбулентности позволяет использовать самолеты меньшего размера. Многие авиакомпании в настоящее время обходятся без небольших моделей, потому что в них турбулентность будет воспринимается как гораздо более уравновешенная.
Такой же уровень комфорта уравновешенной турбулентности может быть достигнут и с небольшими самолетами. Кроме того, согласно расчетам система может сократить выбросы CO₂ от коммерческого воздушного транспорта приблизительно на десять процентов.
Первые практические испытания прошли успешно
Проект, финансируемый Австрийским агентством по развитию исследований (FFG), уже прошел успешные испытания. Его использование должно быть значительно расширено в ближайшие годы.
«Цель состоит в том, чтобы первый пассажир прилетел следующим летом и на себе почувствовал преимущество. Планируется, что первый самолет может быть оснащен системой подавления турбулентности в течение от одного до двух лет.
Первоначально планируется оснастить этой технологией небольшие самолеты, двух- и четырехместные или бизнес-джеты. Последующий исследовательский проект будет способствовать дальнейшему развитию системы уже для регулярных авиалайнеров.